Уход за камнем

01. Чем отличается обычная очистка от натирки?
02. Какие бывают виды моющих средств?
03. Каким средством пользоваться для натирки полов?
04. Какие средства очистки не рекомендуются?
05. Как удалить известковый налет?
06. Нужна ли водо- маслоотталкивающая обработка?
07. Как можно оживить старый пол?
08. Как удалить трудноудалимые пятна?
09. От чего зависит ухудшение и износ натурального камня?

 

01. Чем отличается обычная очистка от натирки?

Под очисткой понимают удаление грязи, налетов и отложений на поверхности натуральных материалов с помощью пылесоса, а затем воды и нейтрального моющего средства (ph 7).

Натиркой камня называют распределение по нему воска, который увеличивает блеск (степень дифракции света) и придает яркость натуральным цветам, защищая поверхность от естественного износа. Воском натирают мраморные полы с полированной поверхностью, уложенные в помещениях; можно также натирать гранит с целью его защиты. Средства для натирки разработаны для оживления цвета и красоты мрамора, гранита и камня, создавая приятный «влажный эффект». В быту наиболее традиционный способ заключается в применении стандартного полотера или натирке вручную обычной шерстяной тряпкой.

Смолы и воски оказывают легкое защитное действие, так как они создают на поверхности слой, стойкий к воде и, в меньшей степени, к маслу.

Если по полу много ходят, его следует протирать и споласкивать ежедневно водой с нейтральными моющими средствами. Особое внимание следует уделить удалению песка, абразивных частиц, которые могут заноситься снаружи на обуви. Регулярная ручная или машинная натирка воском также имеет защитный и водоотталкивающий эффект для длительного сохранения первоначального блеска.

 

02. Какие бывают виды моющих средств?

Обычно нужно пользоваться нейтральным моющим средством, но в некоторых случаях этого недостаточно и необходимо прибегнуть к аммиаку или отбеливателю, которые подходят для любого натурального камня.
Моющие средства представляют собой химикаты для очистки и принадлежат к различным категориям.

Составы на кислотной основе (напр., соляная кислота) не подходят для обработки камней с содержанием карбонатов, то есть, мрамора, декоративного известняка, известнякового туфа, травертина и известнякового песчаника, но их можно применять на камнях с кремнистой основой (гранит, порфир, сериццо, беола и кварцит).
Составы на щелочной основе, напр., аммиак, применяются прежде всего для мрамора, декоративного известняка, известнякового туфа, травертина и известнякового песчаника, шифера, которые не переносят кислотных средств; они также подходят и для гранита.
На полированных и глянцевых поверхностях следует применять только средства с низкой концентрацией и степенью кислотности растворов (ph) чуть выше нейтральной, а на плотных и малочувствительных материалах можно использовать концентрированные растворы для более энергичной очистки.
Во всех случаях после мойки основными или кислотными растворами необходимо смыть их водой во избежание коррозийного действия.
До применения моющего средства рекомендуется опробовать его эффективность, так как на изношенных и пористых поверхностях есть риск проникновения моющего средств вглубь, откуда его невозможно удалить последующей мойкой. Имеются также средства, специально предназначенные для удаления ржавых пятен, позеленения от меди, пятен цемента и пр.

 

03. Каким средством пользоваться для натирки полов?

При натирке следует пользоваться жидким воском для получения теплого, сухого и долговечного глянца. Лучшее средство то, чья концентрация позволяет прекрасно растворять его в воде, заметно снижая расход. Средство должно длительное время выдерживать хождение по полу, не создавать разводов и не содержать смол, которые образуют некрасивые корочки.

 

04. Какие средства очистки не рекомендуются?

- Кислотные средства (напр., спирт или соляная кислота) оказывают коррозийное действие на мрамор, его поверхность мутнеет и теряет блеск.

- Спирт-денатурат имеет pH от 5,0 до 6,0; поскольку он обладает легкой кислотностью, им никогда не следует мыть натуральные известняковые камни (мрамор, оникс, шифер, травертин и песчаник). При длительном пользовании спирт повредит полировку вследствие коррозии кальцита. Трудноудалимые пятна можно попробовать обработать аммиаком, это основный раствор.

- Никогда не пользоваться на натуральных камнях, включая гранит, моющими средствами с содержанием плавиковой кислоты (HF), она обладает способностью полностью растворять кварц, образующий силикаты, тем более известняк; запрещается также пользоваться фосфорной кислотой.

- Средства от накипи: мрамор, травертин, шифер, оникс почти целиком состоят из известняка, поэтому кальцит начнет растворяться с образованием пустот. Гранит, змеевик, сериццо, кварцит содержат кремний и устойчивы к обычным кислотам; тем не менее они могут разъедать эти минералы или оставлять разводы, поэтому не рекомендуются к применению.
По химическому составу средства от накипи являются сильными кислотами, иногда они также содержат фосфорную или плавиковую кислоту.

- Силикаты, например, гранит, гнейс, змеевик, беола, сериццо, кварцит, напротив, устойчивы к слабым кислотам типа спирта, уксуса, лимонной кислоты и к некоторым сильным кислотам, применяемым в быту для очистки (напр., серная кислота). В любом случае рекомендуется пользоваться сильными кислотами только в самых крайних случаях и предварительно попробовав все менее агрессивные средства.

- Соляная кислота также в отдельных случаях может вызвать изменение цвета или разбухание на некоторых силикатах.

 

05. Как удалить известковый налет?

Известковые образования удаляют с натурального камня слабыми кислотами, которые очень медленно растворяют карбонат кальция.
В этих случаях наслоения удаляют с мрамора и известняковых пород вообще слабой кислотой, напр., лимонной, или спиртом-денатуратом, разведенном в большом количестве воды. Для гранита подходит концентрированная слабая кислота.
Следует затем тщательно сполоснуть кислоту, чтобы остановить коррозийную реакцию. Если для мрамора требуется сильнодействующая обработка, для этого пользуются аммиаком, разведенным как обычное моющее средство. В крайних случаях подойдет бытовой отбеливатель.

 

06. Нужна ли водо- маслоотталкивающая обработка?

На все натуральные камни, в состав которых входят преимущественно карбонаты кальция, т.к. мрамор, травертин, оникс (алебастр), шифер, брекчию, очень важно нанести защитный водо- маслоотталкивающий слой, поскольку некоторые жидкости со слабой кислотностью (лимонный сок или кока-кола) могут оставить пятна, которые особенно заметны на однородной светлой поверхности.
Другие натуральные материалы, как гранит, кварцит, порфир, змеевик и беола, напротив, более стойки и менее чувствительны к химическому воздействию, хотя сильные кислоты могут их разъедать.
Кроме того, мрамор и гранит не вполне водонепроницаемы по причине их пористости, поэтому имеется риск солевых выцветов вследствие переноса растворенных в воде солей или образования желтоватых/красноватых пятен при окислении железа; эта последняя проблема характерна для некоторых видов мрамора, включая белый каррарский.
Все эти проблемы можно предупредить поверхностной обработкой, закрывающей микропоры. Рекомендуется повторять водо- маслоотталкивающую обработку каждые полгода-год как плановый уход для защиты материала.

От известковых отложений на полах и облицовке в помещениях отличной гарантией являются профилактические обработки поверхности. Обычно известковый налет появляется в ванных вследствие жесткой питьевой воды; в этих случаях также рекомендуется водо- маслоотталкивающая обработка, не позволяющая накипи оседать на поверхности.

 

07. Как можно оживить старый пол?

В случае старых полов средство для удаления воска позволяет устранить все следы старого натурального, синтетического воска и смол (если они есть) и хорошо очистить поверхность, не повреждая первоначальную полировку материала. Для периодической очистки после удаления старого воска достаточно пользоваться специальным моющим средством для мрамора, имеющегося в продаже.

В крайних случаях для полов в очень плохом состоянии можно попробовать обработку основными средствами (аммиак, отбеливатель), разводя их водой, добиваясь отбеливающего эффекта; однако в этом случае рекомендуется посоветоваться с опытным специалистом. Следует учитывать, что натуральные камни очень отличаются друг от друга: наружные пешеходные покрытия из гранита практически вечные, а полы из белого полированного мрамора гораздо чувствительнее.

 

08. Как удалить трудноудалимые пятна?

В случае трудноудалимых пятен механическое воздействие устраняет наслоение, но оставляет пятно, образовавшееся при проникновении загрязнителя в поры камня.

Когда встречается такой крайний случай, следует помнить, что некоторые камни хорошо выдерживают растворители типа триэлина (трихлорэтилена) или скипидара, а также кислоты, применяемые в быту, напр., соляную: гранит, змеевик, кварцит, беола, сериццо. На мраморе лучше вначале попробовать бытовой раствор аммиака.
Если пятно образовалось при применении средства от накипи на мраморе, алебастре, брекчии, песчанике, шифера, то это не пятно, а поверхностная коррозия, которая требует повторной полировки. Напротив, гранит, змеевик, кварцит, беола, сериццо не боятся такой проблемы.
Все остальные трудноудалимые и заметные пятна от масла, промышленной смазки, пищевых жиров, кофе и т.п. можно устранить пастами, недавно появившимися в продаже. Их состав специально подобран для удаления пятен с камня, они не повреждают полировку, не оставляют разводов и обеспечивают восстановление первоначальной красоты материала. Химический состав позволяет им впитывать на глубину большинство трудноудалимых пятен. Пасту наносят шпателем или лопаткой слоем толщиной около 5 мм, затем покрывают пластиковой пленкой. Спустя 2-3 часа пластиковую пленку снимают, а примерно через 8 – 10 часов (в зависимости от температуры окружающей среды) можно удалить порошок шпателем.
В конце, независимо от того, какое средство применялось для удаления пятен, его смывают водой.
В любом случае результат при удалении таких пятен всегда непредсказуем, поэтому рекомендуется вначале попробовать средство в незаметном месте на небольшом участке; лучший совет в таких ситуациях – проконсультироваться со специалистом, работа которого заключается в уходе за натуральным камнем.

 

09. От чего зависит ухудшение и износ натурального камня?

Постоянное отрицательное воздействие агентов меняется в зависимости
- от назначения: оно максимально для наружных пешеходных покрытий и минимально для внутренней облицовки,
- от химсостава материала: алебастр (сейчас называемый ониксом) довольно мягок и малоустойчив к химикатам, тогда как гранит тверд, износостоек и боится только некоторых сильных кислот, разъедающих его,
- от хроматической однородности и от самого цвета: на однородном белом материале пятна видны сразу, а на многоцветном темном мраморе они намного меньше заметны,
- от обработки поверхности: полированная поверхность всегда более чувствительна, чем обработка натуральным сколом,
- от климата, температуры, дождя, ветра: эти агенты активны на наружных материалах,
- от загрязнения воздуха и дождевой воды для наружных материалов, для внутренних следует обратить внимание на ванные, где в контур горячей воды при ремонте трубопроводов котлов могут попасть коррозийные жидкости, которые затем достигнут ванных. В таких случаях профилактическая защитная обработка, закрывающая поры материала, сделает его непроницаемым для загрязнений в воде и позволит ему сохраниться.
Изношенный пол, даже в крайних случаях, когда часть поверхности не поддается восстановлению, можно обновить повторной полировкой и натиркой специальными машинами и шпаклевкой трещин мастикой правильно подобранного цвета.

Полированный пол из натурального камня, если его правильно очищать, веками не теряет свой вид и не мутнеет, ходьба помогает поддерживать блеск, как это видно на старинных полах церквей или под портиками площади миланского Собора, где множество ног постоянно работают на истирание.

Если появляется помутнение, значит, что материал (обычно мрамор) по какой-то причине начинает утрачивать поверхностную полировку и нуждается в защитной обработке.

Stone Care

01. What is the difference between cleaning normal and polishing?
02. What types of detergent are there?
03. What products should be used to polish floorings?
04. Which cleaning products should be avoided?
05. How can scale stains be removed?
06. Are water and oil repellent treatments important?
07. How can existing flooring be revived?
08. How can stubborn stains be removed?
09. What causes wear and deterioration of natural stone?

 

01. What is the difference between cleaning normal and polishing?

Cleaning means the removal of impurities, scale and deposits from the surface of natural materials using vacuum cleaners and then water with a neutral detergent (pH 7).
Polishing stone, on the other hand, means applying a wax to enhance shine (the level of light diffraction), exalt natural colors and protect the surface against natural deterioration caused by wear. Polishing with wax is applied to marble floors with a shiny surface finishing laid in interiors; it may also be applied to granite for protection purposes. Polishing agents are designed to brighten the colors and beauty of marbles, granites and stones by creating an attractive “wet-look”. The most common application in the home is with the classic polishing machine or by hand using woolen cloths for normal cleaning.
Resins and waxes also have a slightly protective function, since they create a surface stratum offering some resistance to the action of water and, to a lesser extent, oils.
If the flooring is exposed to significant walk-over traffic, it must be washed and rinsed daily with water and neutral detergents. Special attention must be paid to the removal of sandy and abrasive materials that may be carried indoors. Regular manual or mechanical polishing with the application of wax also has a protective and water-repellent effect that helps retain the original shine over time.

 

02. What types of detergent are there?

Normally, the detergent used must be neutral but in certain cases simple cleaning is not enough and different solutions such as ammonia or bleach must be used which are safe with all natural stones.
Detergents are chemical products used for cleaning and belong to different categories.
Acid-based compounds (such as muriatic/hydrochloric acid) are unsuitable for use with carbonate stones such as marble, decorative limestone, calcareous tuff, travertine and carbonate-matrix sandstone but can be used with silica-based stones such as granite, porphyry, serizzo and beola gneiss and quartzite.
Alkaline-based compounds, such as ammonia, are especially used for marble, ornamental limestone, calcareous tuff, travertine, carbonate-matrix sandstone and slate that are affected by acid-based products, and are naturally also excellent for granite.
Honed and polished surfaces should only be treated with low concentration products with acidity (pH) only slightly higher than neutral, while compact and less sensitive materials can be cleaned with concentrated solutions exerting a more drastic dilution action.
In all cases, after washing with alkaline- or acid-based solutions, the action of the detergent should always be inhibited by rinsing with water to restrict corrosive power.
Before applying detergents, tests to determine their effectiveness are recommended: there is the risk in the event of worn or highly porous surfaces that the detergent penetrates into the material and can no longer be removed by final washing-rinsing. Other detergents are specifically intended to eliminate rust stains, verdigris, cement and other stains.

 

03. What products should be used to polish floorings?

A Liquid Was is recommended to achieve a warm, dry and long-lasting polish. The best liquid wax has a concentration ensuring optimal dilution in water to ensure a significant improvement in yield. The wax must withstand walk-over traffic for considerable periods of time, not create halos and not contain resins that create ugly films.
If waxes are included in the composition, this improves the shine and durability with marbles and granites.

 

04. Which cleaning products should be avoided?

- Acid-based products (e.g. alcohol or muriatic/hydrochloric acid) have a corrosive and tarnishing effect on marble surfaces that spoils the polishing.
- Denatured alcohol has a pH of between 5.0 and 6.0 and since it is slightly acid must never be used as a detergent on calcareous natural stones such as marble, onyx, slate, travertine and sandstone. In the long term, alcohol spoils the polish through corrosion of the calcite content. If there are stubborn stains, it is possible to try and remove them using ammonia, which is basic.
- Never use detergents containing hydrofluoric acid (HF) with natural stones, including granites, since it can completely dissolve the quartz making up the silicates – not to mention limestone – or phosphoric acid.
- Anti-scale products: marble, travertine, slate and onyx are almost entirely made up of limestone and cavities would be formed after dissolution of the calcite. Granite, serpentines, serizzo gneiss and quartzite – since they are silicon-based – are resistant to common acid, although their use as a detergent is not recommended because the may cause corrosion or leave halos. In chemical terms, anti-scale products are strong acids and at times even contain phosphoric acid or hydrofluoric acid.
- Silicates such as granite, gneiss, serpentines, beola and serizzi gneiss and quartzite, on the other hand, are resistant to weak acids such as alcohol, vinegar and citric acid and even certain strong acids used in household cleaning such as muriatic/hydrochloric (sulfuric) acid. In any case, it is advisable to use strong acid only in extreme cases and after having first tried all other less caustic detergents.
- Even hydrochloric acid in some cases brings about color alterations or swelling in some silicates.

 

05. How can scale stains be removed?

Any scale deposits can be removed from natural stone using weak acid capable of dissolving calcium carbonate very slowly.
In these cases, it can be eliminated from marble and limestone in general using a weak acid such as citric acid or denatured alcohol diluted in plenty of water. A concentrated weak acid is ok for granites. Rinse the acid very carefully to halt the corrosive reaction. If high-impact treatment is needed for marble, use ammonia diluted as an ordinary detergent. In extreme cases, use household bleach with a whitening effect.

 

06. Are water and oil repellent treatments important?

It is important for all natural stones having a prevalent composition based on calcium carbonates – such as marble, travertine, onyx (alabaster), slate and breccia – to apply a protective water and oil repellent treatment to safeguard the surface, since even weak acid liquids such as lemon juice or drinks such as Coca Cola may cause stains that would be all the more evident on materials with a light and uniform color.
 Natural materials such as granite, quartzite, porphyry, serpentine and beola gneiss, on the other hand, are more resistant and less susceptible to chemical attack – although they may be corroded by some strong acids.
Marble and granite are also not entirely impermeable to water because of their porosity, with the consequent risk of saline efflorescence of salts diluted in water or the formation of yellow/reddish stains following oxidation of iron that is a typical problem with certain marbles, including Carrara white marble.
All these problems are solved by appropriate surface treatment to close microscopic porosity. It is good practice to repeat the water-oil repellent treatment every 6/12 months as routine maintenance to protect the material.
Preventive surface treatments are highly recommended to protect interior flooring and cladding against scale. Scale usually occurs in bathrooms because of the hardness of tap drinking water. In these cases, hydro-oil repellent surface treatment is also recommended to help prevent scale formation.

 

07. How can existing flooring be revived?

For old floorings, a wax remover helps eliminate all traces of old natural and synthetic waxes and resins that may have accumulated, as well as ingrained dirt without affecting the original polish of the material. For cleaning at regular intervals after eliminating old waxes, on the other hand, a commercially available detergent specific for marbles can be used.
In extreme cases, such as time-worn and deteriorated floorings, alkaline detergents (ammonia, bleach) diluted water may be used for a whitening effect – although it is in any case advisable to ask the opinion of an expert in such circumstances. It must be borne in mind that natural stones vary a great deal: exterior pavings in granite are extremely long-lasting, while polished white marble, on the other hand, is much more sensitive.

 

08. How can stubborn stains be removed?

Only mechanical action can remove the crust formed obstinate stains but leaves the mark caused by the penetration of staining material into the pores of the stone.
In such extreme cases, certain stones are unaffected by solvents such as trichloroethylene and turpentine, or even household cleaning products such as muriatic/hydrochloric acid: granite, serpentine, quartzite, beola and serizzo gneiss. It is advisable to try household ammonia first with marble.
If the stain is caused by using an anti-scale product on marble, alabaster, breccia, sandstone or slate, then this is not a stain as such but surface corrosion that requires re-polishing of the damaged portion. Granite, serpentine, quartzite, beole and serizzi gneiss, on the other hand, are unaffected.
All others stubborn and evident stains such as oil, industrial grease, food fats, coffee, etc. can be eliminated used paste-based products recently available on the market. They are specifically formulated to eliminate stains from stone materials and do not affect the polished, do not leave halos and help restore the original beauty of the material. The chemical composition helps absorb the most resistant and ingrained stains. They are applied using a spatula or similar tool to form a layer about 5 mm thick, which is then covered with a plastic film. After 2 or 3 hours, the plastic film is removed and after about 8-10 hours, depending on the ambient temperature, the powder is then removed using a brush.
At this stage, any substance used to remove stains must be eliminated by rinsing with water.
In any case, the elimination of such extreme stains is always experimental and it is strongly advised to perform a test on a small, hidden portion; the best advice in such cases is to ask the opinion of experts in natural stone materials.

 

09. What causes wear and deterioration of natural stone?

Exposure to agents of deterioration and wear on a continual basis varies in relation to
- use: maximum for exterior pavings, minimum for interior cladding
- chemical composition of the material: alabaster (known as onyx today) is mild and little resistant to chemical agents, while granites are hard, resistant to wear and are only affected by strong acids that may corrode them
- uniformity of color and shade: stains are very evident on uniform white materials and much less so on a dark multi-color marble
- surface processing: a shiny surface is always more delicate than natural quarry split processing
- climate, temperature, rainfall and wind are active agents affecting external applications
- air and rain water pollution for external applications; for interiors, special attention is needed in bathrooms since maintenance of the hot water circuit may involve corrosive liquids in the boiler and piping which then reach the bathroom itself. In such cases, the application of preventive protection treatments to close the pores of the material and make it impermeable to water-borne pollutants helps ensure optimal conservation.
Deteriorated flooring, even in more extreme cases when the surface of the material cannot be restored, may be revived by re-honing and re-polishing it with specific honing-polishing machines and coating cracks with a mastic of matching color.
When correctly cleaned, polished natural stone flooring retains its appearance for centuries without alteration or becoming opaque; pedestrian traffic helps keep it polished, as one can see in century-old pavings in churches or the porticos in Piazza Duomo, Milan, following continual abrasion.
If a material – typically marble – becomes opaque for any reason, it means it is losing it surface honing and protective treatment is advisable.